Устройство наружного и внутреннего блока кондиционера
Устройство кондиционера
Современный кондиционер называют сплит-системой (сплит – раздельный), главная его задача – регулировать температуру воздуха внутри помещения. Одна часть системы размещается на улице, одна в комнате, через проделанное в стене отверстие они соединяются узкой трубой, в которой циркулирует хладагент.
И в простых и в сложных сплит-системах есть пять обязательных устройств, которые и обеспечивают бесперебойную работу:
1)Наружный теплообменник;
2)Внутренний теплообменник;
3)Компрессор;
4)Замкнутый контур;
5)Дросселирующее устройство.
Для более полного понимания рассмотрим отдельно работу наружного и внешнего блоков кондиционера.
Как устроен наружный блок кондиционера
Наружный блок находится на улице и размещается на стене здания. Несмотря на многочисленное количество моделей кондиционеров, начинка наружного блока выглядит практически одинаково:
Вентилятор. Он нужен для того, чтобы создавать теплообмен с атмосферой, обдувая испаритель и конденсатор. В более простых моделях у вентилятора только одна скорость.
Конденсатор воздушного охлаждения. Именно он трансформирует хладагент в жидкое состояние, в процессе работы в нём происходит конденсация и охлаждение фреона.
Компрессор. Предназначен для сжимания фреона и поддержке его движения по холодильному контуру.
Четырёхходовой клапан. Устанавливается в кондиционерах с функцией тепло-холод (реверсивных). Когда включается режим обогрева, этот клапан разворачивает направление фреона и внешний блок начинает работать на охлаждение, а внутренний на обогрев.
Дросселирующее устройство. В домашних сплит-системах это либо электронный расширительный вентиль, либо капиллярная трубка.
Терморегулирующий вентиль. С его помощью снижается напор хладагента перед испарителем. Плата управления. В инверторных кондиционерах она размещается во внешнем блоке, а в моделях без инвертора, как правило, размещается во внутреннем блоке.
Устройство внутреннего блока кондиционера
Внутренний блок кондиционера размещается внутри помещения и, вне зависимости от дизайна, состоит из следующих комплектующих:
Передняя часть корпуса. Это декоративный элемент, за которым находятся все работающие части.
Фильтры. Предназначены для задержки пыли и мелкого мусора. Нуждаются в периодической чистке.
Испаритель (радиатор). Представляет из себя переплетение трубок с пластинами, по которым с определённой скоростью движется хладагент (чаще всего это фреон). В процессе работы хладагент испаряется и воздух охлаждается. Мощность радиатора определяет мощность всей сплит-системы.
Вентилятор. Он нужен для того, чтобы прогонять воздух через охлаждённый испаритель. Вентилятор внутреннего блока работает на разных скоростях и отвечает за циркуляцию воздуха.
Жалюзи. Вертикальные и горизонтальные подвижные элементы, регулирующие направление воздушных потоков. Управляются с помощью пульта.
Дренажная ванночка. Небольшой лоток, в который собирается конденсат с испарителя и по специальной дренажной трубке выводится на улицу или в канализацию.
Индикаторная панель. На неё выводятся режимы работы сплит-системы и данные о возможных неисправностях.
Принцип работы кондиционера
Несмотря на сложность оборудования, сам принцип работы сплит-систем построен на способности поглощать тепло при испарении и выводить его при конденсации. В бытовом кондиционере это выглядит так: хладагент, перемещаясь по замкнутому циклу системы, нагревается и охлаждается. Движется хладагент в холодильном контуре между двумя основными элементами кондиционера: испарителем и конденсатором, один из которых находится во внутреннем блоке системы, а другой во внешнем.
Более подробно это выглядит так:
Холодильный агент фреон, находясь в газообразном состоянии и при низкой температуре, движется от испарителя к компрессору.
В компрессоре фреон сжимается, в тоже время температура и давление повышаются и уже горячий газ под сильным давлением перемещается в конденсатор;
В конденсаторе газообразный хладагент охлаждается воздухом и становится жидкостью, отдавая тепло.
Получившийся теплый воздух вентилятор наружного блока сдувает наружу;
Далее хладагент перемещается в дросселирующее устройство, там его давление и температура снижаются;
Фреон, находясь в охлаждённом состоянии, движется в испаритель внутреннего блока. Внутри помещения, взаимодействуя с тёплым воздухом комнаты, хладагент забирает тепло из помещения и снова переходит в состояние газа;
Пока сплит система находится в рабочем режиме, этот процесс повторяется снова и снова.
Если сплит-система имеет функцию обогрева, то весь процесс работы выглядит также, но хладагент движется в обратном направлении, для этого в реверсивном кондиционере установлен четырёхходовой клапан.